Работа с текстовыми файлами. Работа с файлами в си ввод и вывод в файл в си Чтение информации из текстового файла
Теги: Текстовые файлы, fopen, fclose, feof, setbuf, setvbuf, fflush, fgetc, fprintf, fscanf, fgets, буферизированный поток, небуферизированный поток.
Работа с текстовыми файлами
Р абота с текстовым файлом похожа работу с консолью: с помощью функций форматированного ввода мы сохраняем данные в файл, с помощью функций форматированного вывода считываем данные из файла. Есть множество нюансов, которые мы позже рассмотрим. Основные операции, которые необходимо проделать, это
- 1. Открыть файл, для того, чтобы к нему можно было обращаться. Соответственно, открывать можно для чтения, записи, чтения и записи, переписывания или записи в конец файла и т.п. Когда вы открываете файл, может также произойти куча ошибок – файла может не существовать, это может быть файл не того типа, у вас может не быть прав на работу с файлом и т.д. Всё это необходимо учитывать.
- 2. Непосредственно работа с файлом - запись и чтение. Здесь также нужно помнить, что мы работаем не с памятью с произвольным доступом, а с буферизированным потоком, что добавляет свою специфику.
- 3. Закрыть файл. Так как файл является внешним по отношению к программе ресурсом, то если его не закрыть, то он продолжит висеть в памяти, возможно, даже после закрытия программы (например, нельзя будет удалить открытый файл или внести изменения и т.п.). Кроме того, иногда необходимо не закрывать, а "переоткрывать" файл для того, чтобы, например, изменить режим доступа.
Кроме того, существует ряд задач, когда нам не нужно обращаться к содержимому файла: переименование, перемещение, копирование и т.д. К сожалению, в стандарте си нет описания функций для этих нужд. Они, безусловно, имеются для каждой из реализаций компилятора. Считывание содержимого каталога (папки, директории) – это тоже обращение к файлу, потому что папка сама по себе является файлом с метаинформацией.
Иногда необходимо выполнять некоторые вспомогательные операции: переместиться в нужное место файла, запомнить текущее положение, определить длину файла и т.д.
Для работы с файлом необходим объект FILE. Этот объект хранит идентификатор файлового потока и информацию, которая нужна, чтобы им управлять, включая указатель на его буфер, индикатор позиции в файле и индикаторы состояния.
Объект FILE сам по себе является структурой, но к его полям не должно быть доступа. Переносимая программа должна работать с файлом как с абстрактным объектом, позволяющим получить доступ до файлового потока.
Создание и выделение памяти под объект типа FILE осуществляется с помощью функции fopen или tmpfile (есть и другие, но мы остановимся только на этих).
Функция fopen открывает файл. Она получает два аргумента – строку с адресом файла и строку с режимом доступа к файлу. Имя файла может быть как абсолютным, так и относительным. fopen возвращает указатель на объект FILE, с помощью которого далее можно осуществлять доступ к файлу.
FILE* fopen(const char* filename, const char* mode);
Например, откроем файл и запишем в него Hello World
#include
Функция fopen сама выделяет память под объект, очистка проводится функцией fclose. Закрывать файл обязательно, самостоятельно он не закроется.
Функция fopen может открывать файл в текстовом или бинарном режиме. По умолчанию используется текстовый. Режим доступа может быть следующим
Тип | Описание |
---|---|
r | Чтение. Файл должен существовать. |
w | Запись нового файла. Если файл с таким именем уже существует, то его содержимое будет потеряно. |
a | Запись в конец файла. Операции позиционирования (fseek, fsetpos, frewind) игнорируются. Файл создаётся, если не существовал. |
r+ | Чтение и обновление. Можно как читать, так и писать. Файл должен существовать. |
w+ | Запись и обновление. Создаётся новый файл. Если файл с таким именем уже существует, то его содержимое будет потеряно. Можно как писать, так и читать. |
a+ | Запись в конец и обновление. Операции позиционирования работают только для чтения, для записи игнорируются. Если файл не существовал, то будет создан новый. |
Если необходимо открыть файл в бинарном режиме, то в конец строки добавляется буква b, например “rb”, “wb”, “ab”, или, для смешанного режима “ab+”, “wb+”, “ab+”. Вместо b можно добавлять букву t, тогда файл будет открываться в текстовом режиме. Это зависит от реализации. В новом стандарте си (2011) буква x означает, что функция fopen должна завершиться с ошибкой, если файл уже существует. Дополним нашу старую программу: заново откроем файл и считаем, что мы туда записали.
#include
Вместо функции fgets можно было использовать fscanf, но нужно помнить, что она может считать строку только до первого пробела.
fscanf(file, "%127s", buffer);
Также, вместо того, чтобы открывать и закрывать файл можно воспользоваться функцией freopen, которая «переоткрывает» файл с новыми правами доступа.
#include
Функции fprintf и fscanf отличаются от printf и scanf только тем, что принимают в качестве первого аргумента указатель на FILE, в который они будут выводить или из которого они будут читать данные. Здесь стоит сразу же добавить, что функции printf и scanf могут быть без проблем заменены функциями fprintf и fscanf. В ОС (мы рассматриваем самые распространённые и адекватные операционные системы) существует три стандартных потока: стандартный поток вывода stdout, стандартный поток ввода stdin и стандартный поток вывода ошибок stderr. Они автоматически открываются во время запуска приложения и связаны с консолью. Пример
#include
Ошибка открытия файла
Если вызов функции fopen прошёл неудачно, то она возвратит NULL. Ошибки во время работы с файлами встречаются достаточно часто, поэтому каждый раз, когда мы окрываем файл, необходимо проверять результат работы
#include
Проблему вызывает случай, когда открывается сразу несколько файлов: если один из них нельзя открыть, то остальные также должны быть закрыты
FILE *inputFile, *outputFile; unsigned m, n; unsigned i, j; inputFile = fopen(INPUT_FILE, READ_ONLY); if (inputFile == NULL) { printf("Error opening file %s", INPUT_FILE); getch(); exit(3); } outputFile = fopen(OUTPUT_FILE, WRITE_ONLY); if (outputFile == NULL) { printf("Error opening file %s", OUTPUT_FILE); getch(); if (inputFile != NULL) { fclose(inputFile); } exit(4); } ...
В простых случаях можно действовать влоб, как в предыдущем куске кода. В более сложных случаях используются методы, подменяющиее RAII из С++: обёртки, или особенности компилятора (cleanup в GCC) и т.п.
Буферизация данных
Как уже говорилось ранее, когда мы выводим данные, они сначала помещаются в буфер. Очистка буфера осуществляется
- 1) Если он заполнен
- 2) Если поток закрывается
- 3) Если мы явно указываем, что необходимо очистить буфер (здесь тоже есть исключения:)).
- 4) Также очищается, если программа завершилась удачно. Вместе с этим закрываются и все файлы. В случае ошибки выполнения этого может не произойти.
Форсировать выгрузку буфера можно с помощью вызова функции fflush(File *). Рассмотрим два примера – с очисткой и без.
#include
Раскомментируйте вызов fflush. Во время выполнения откройте текстовый файл и посмотрите на поведение.
Буфер файла можно назначить самостоятельно, задав свой размер. Делается это при помощи функции
Void setbuf (FILE * stream, char * buffer);
которая принимает уже открытый FILE и указатель на новый буфер. Размер нового буфера должен быть не меньше чем BUFSIZ (к примеру, на текущей рабочей станции BUFSIZ равен 512 байт). Если передать в качестве буфера NULL, то поток станет небуферизированным. Можно также воспользоваться функцией
Int setvbuf (FILE * stream, char * buffer, int mode, size_t size);
которая принимает буфер произвольного размера size. Режим mode может принимать следующие значения
- _IOFBF - полная буферизация. Данные записываются в файл, когда он заполняется. На считывание, буфер считается заполненным, когда запрашивается операция ввода и буфер пуст.
- _IOLBF - линейная буферизация. Данные записываются в файл когда он заполняется, либо когда встречается символ новой строки. На считывание, буфер заполняется до символа новой строки, когда запрашивается операция ввода и буфер пуст.
- _IONBF – без буферизации. В этом случае параметры size и buffer игнорируются.
Пример: зададим свой буфер и посмотрим, как осуществляется чтение из файла. Пусть файл короткий (что-нибудь, типа Hello, World!), и считываем мы его посимвольно
#include
Видно, что данные уже находятся в буфере. Считывание посимвольно производится уже из буфера.
feof
Функция int feof (FILE * stream); возвращает истину, если конец файла достигнут. Функцию удобно использовать, когда необходимо пройти весь файл от начала до конца. Пусть есть файл с текстовым содержимым text.txt. Считаем посимвольно файл и выведем на экран.
#include
Всё бы ничего, только функция feof работает неправильно... Это связано с тем, что понятие "конец файла" не определено. При использовании feof часто возникает ошибка, когда последние считанные данные выводятся два раза. Это связано с тем, что данные записывается в буфер ввода, последнее считывание происходит с ошибкой и функция возвращает старое считанное значение.
#include
Этот пример сработает с ошибкой (скорее всего) и выведет последний символ файла два раза.
Решение – не использовать feof. Например, хранить общее количество записей или использовать тот факт, что функции fscanf и пр. обычно возвращают число верно считанных и сопоставленных значений.
#include
Примеры
1. В одном файле записаны два числа - размерности массива. Заполним второй файл массивом случайных чисел.
#include
2. Пользователь копирует файл, при этом сначала выбирает режим работы: файл может выводиться как на консоль, так и копироваться в новый файл.
#include
3. Пользователь вводит данные с консоли и они записываются в файл до тех пор, пока не будет нажата клавиша esc. Проверьте программу и посмотрите. как она себя ведёт в случае, если вы вводите backspace: что выводится в файл и что выводится на консоль.
#include
4. В файле записаны целые числа. Найти максимальное из них. Воспользуемся тем, что функция fscanf возвращает число верно прочитанных и сопоставленных объектов. Каждый раз должно возвращаться число 1.
#include
Другое решение считывать числа, пока не дойдём до конца файла.
#include
5. В файле записаны слова: русское слово, табуляция, английское слово, в несколько рядов. Пользователь вводит английское слово, необходимо вывести русское.
Файл с переводом выглядит примерно так
Солнце sun
карандаш pen
шариковая ручка pencil
дверь door
окно windows
стул chair
кресло armchair
и сохранён в кодировке cp866 (OEM 866). При этом важно: последняя пара cлов также заканчивается переводом строки.
Алгоритм следующий - считываем строку из файла, находим в строке знак табуляции, подменяем знак табуляции нулём, копируем русское слово из буфера, копируем английское слово из буфера, проверяем на равенство.
#include
6. Подсчитать количество строк в файле. Будем считывать файл посимвольно, считая количество символов "\n" до тех пор, пока не встретим символ EOF. EOF - это спецсимвол,
который указывает на то, что ввод закончен и больше нет данных для чтения. Функция возвращает отрицательное значение в случае ошибки.
ЗАМЕЧАНИЕ: EOF имеет тип int, поэтому нужно использовать int для считывания символов. Кроме того, значение EOF не определено стандартом.
#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS
#include
Ru-Cyrl 18- tutorial Sypachev S.S. 1989-04-14 [email protected] Stepan Sypachev students
Всё ещё не понятно? – пиши вопросы на ящик
В этой статье мы узнаем, как считывать данные из файлов и записывать информацию в файлы в программах си. Файлы в си
используются для того, чтобы сохранять результат работы программы си и использовать его при новом запуске программы. Например можно сохранять результаты вычислений, статистику игр.
Чтобы работать с файлами в си необходимо подключить библиотеку stdio.h
#include
Чтобы работать с файлом в си
необходимо задать указатель на файл по образцу
FILE *имя указателя на файл;
Например
FILE *fin;
Задает указатель fin на файл
Дальше необходимо открыть файл и привязать его к файловому указателю. Для открытия файла в си на чтение используется команда
Имя указателя на файл= fopen("путь к файлу", "r");
Например следующая команда
fin = fopen("C:\\Users\\user\\Desktop\\data.txt", "r");
откроет файл data.txt, находящийся на рабочем столе по пути C:\\Users\\user\\Desktop Чтобы узнать путь к файлу можно выбрать файл мышью нажать на правую кнопку мыши и выбрать свойства файла. В разделе Расположение будет указан путь к файлу. Обратите внимание, что в си путь указывается с помощью двух слешей.
После работы с файлом в си, необходимо его закрыть с помощью команды
fclose(имя указателя на файл)
Считывание информации из текстового файла в Си
Чтобы можно было считывать русские символы из файла, необходимо настроить работу с Кириллицей с помощью команды
setlocale(LC_ALL, "Russian");
При этом необходимо в начале программы подключить #include
Оператор fscanf()
Для считывания слова из файла в си
используется команда fscanf(). Эта команда аналогична команде ввода информации с клавиватуры только первый параметр это указатель на файл
fscanf(указатель на файл,"%формат ввода данных1% форматввода данных2…",&перменная1,&переменная2…);
Например команда
fscanf(fin,"%d%d%d",&a,&b,&c);
считает из файла, который привязан к указателю на файл fin строку из трех целочисленных переменных
Разберем пример программы, которая считывает из текстового файла data.txt в которые записаны три столбца цифр информацию и записывает ее в массивы. Для каждого столбца информации свой массив. Подробно о .
#include
#include
main()
{ int a;
int b;
int c;
int i;
// определяем указатель на файл
FILE *fin;
// открываем файл на чтение
fin = fopen("C:\\Users\\user\\Desktop\\data.txt", "r");
// построчное считывание из файла
for (i=0;i<3;i++)
{
// считывание строки из трех значений файла и запись в массивы
fscanf(fin,"%d%d%d",&a[i],&b[i],&c[i]);
}
// вывод массивов на экран
for (i=0;i<3;i++)
{
printf("%d %d %d ",a[i],b[i],c[i]);
}
getch();
// закрытие файла
fclose(fin);
}
Построковое считывание информации из файла в СИ.Функция fgets ()
Оператор fscanf()
считывает из файла слово, т.е. до первого встречного пробела.
Чтобы считать из файла всю строку из файла в Си используется конструкция
if (NULL != fgets (строковая переменная, длина строки, указатель на файл))
{
действия при считывании строки
}
Например программа на Си которая считывает две строки из файла и выводит их на экран
#include
#include
#include
main()
{
// задаем строковые перменные
char st1;
char st2;
//определяем указатель на файл
FILE *fin;
// настриваем работу с Кириллицей
setlocale(LC_ALL, "Russian");
// открываем файл на чтение
fin = fopen("C:\\data.txt", "r");
// считываем первую строку из файла
if (NULL != fgets (st1, 100, fin))
{
// выводим строку на экран
printf("%s ",st1);}
// считываем вторую строку из файла
if (NULL != fgets (st2, 100, fin))
{
// выводим строку на экран
printf("%s ",st2);}
// закрываем файл на чтение
fclose(fin);
}
Запись информации в текстовый файл в Си
Для записи данных в файл в Си
, необходимо открыть файл в режиме записи
Имя указателя на файл= fopen("путь к файлу", "w");
Для записи в строку текстового файла используется команда fprnitf(), которая аналогична команде в си только первый параметр это указатель на файл
fprintf (имя указателя на файл,”%формат ввода”, переменные);
Например запись в файл out.txt значение переменной а
a=10;
fout = fopen("C:\\Users\\user\\Desktop\\out.txt", "w");
fprintf (fout,”%d”, a);
Пример программы на си которая запрашивает два числа и записывает в файл out.txt оба эти числа и их сумму
#include
#include
main()
{ int a;
int b;
int c;
FILE *fout;
fout = fopen("C:\\Users\\user\\Desktop\\out.txt", "w");
printf ("введите первое число ");
scanf("%d", &a);
printf ("введите второе число ");
scanf("%d", &b);
c=a+b;
fprintf(fout,"%d %d %d",a,b,c);
getch();
fclose(fout);
}
Работа файлового ввода/вывода в C++ почти аналогична работе обычных (но с небольшими нюансами).
Классы файлового ввода/вывода
Есть три основных класса файлового ввода/вывода в C++ :
ofstream (является дочерним классу );
fstream (является дочерним классу iostream).
С помощью этих классов можно выполнять однонаправленный файловый ввод, однонаправленный файловый вывод и двунаправленный файловый ввод/вывод. Для их использования нужно всего лишь подключить fstream.
В отличие от потоков cout, cin, cerr и clog, которые сразу же можно использовать, файловые потоки должны быть явно установлены программистом. То есть, чтобы открыть файл для чтения и/или записи, нужно создать объект соответствующего класса файлового ввода/вывода, указав имя файла в качестве параметра. Затем, с помощью операторов вставки (<<) или извлечения (>>), можно записывать данные в файл или читать содержимое файла. После этого финал — нужно закрыть файл: явно вызвать метод close() или просто позволить файловой переменной ввода/вывода выйти из области видимости ( файлового класса ввода/вывода закроет этот файл автоматически вместо нас).
Файловый вывод
Для записи в файл используется класс ofstream . Например:
#include
#include #include #include int main () using namespace std ; // ofstream используется для записи данных в файл // Создаём файл SomeText.txt ofstream outf ("SomeText.txt" ) ; // Если мы не можем открыть этот файл для записи данных в него if (! outf ) // То выводим сообщение об ошибке и выполняем exit() cerr << << endl ; exit (1 ) ; // Записываем в файл следующие две строчки outf << "See line #1!" << endl ; outf << "See line #2!" << endl ; return 0 ; // Когда outf выйдет из области видимости, то деструктор класса ofstream автоматически закроет наш файл |
Если вы загляните в каталог вашего проекта (ПКМ по вкладке с названием вашего.cpp файла в Visual Studio > «Открыть содержащую папку» ), то увидите файл с именем SomeText.txt, в котором находятся следующие строчки:
See line #1!
See line #2!
Обратите внимание, мы также можем использовать метод put()
для записи одного символа в файл.
Файловый ввод
#include
#include #include #include #include int main () using namespace std ; // ifstream используется для чтения содержимого файла // Если мы не можем открыть этот файл для чтения его содержимого if (! inf ) // То выводим следующее сообщение об ошибке и выполняем exit() cerr << << endl ; exit (1 ) ; // Пока есть данные, которые мы можем прочитать while (inf ) // То перемещаем эти данные в строку, которую затем выводим на экран string strInput ; inf >> strInput ; cout << strInput << endl ; return 0 ; // Когда inf выйдет из области видимости, то деструктор класса ifstream автоматически закроет наш файл |
See
line
#1!
See
line
#2!
Хм, это не совсем то, что мы хотели. Как мы уже знаем из предыдущих уроков, оператор извлечения работает с «отформатированными данными», т.е. он игнорирует все пробелы, символы табуляции и символ новой строки. Чтобы прочитать всё содержимое как есть, без его разбивки на части (как в примере выше), нам нужно использовать метод getline() :
#include
#include #include #include #include int main () using namespace std ; // ifstream используется для чтения содержимого файлов ifstream inf ("SomeText.txt" ) ; // Если мы не можем открыть файл для чтения его содержимого if (! inf ) // То выводим следующее сообщение об ошибке и выполняем exit() cerr << "Uh oh, SomeText.txt could not be opened for reading!" << endl ; exit (1 ) ; while (inf ) string strInput ; getline (inf , strInput ) ; cout << strInput << endl ; return 0 ; // Когда inf выйдет из области видимости, то деструктор класса ifstream автоматически закроет наш файл |
Результат выполнения программы выше:
Буферизованный вывод
Вывод в C++ может быть буферизован. Это означает, что всё, что выводится в файловый поток, не может сразу же быть записанным на диск (в конкретный файл). Это сделано, в первую очередь, по соображениям производительности. Когда данные буфера записываются на диск, то это называется очисткой буфера . Одним из способов очистки буфера является закрытие файла. В таком случае всё содержимое буфера будет перемещено на диск, а затем файл будет закрыт.
Буферизация вывода обычно не является проблемой, но, при определённых обстоятельствах, она может вызвать проблемы у неосторожных новичков. Например, когда в буфере хранятся данные и программа преждевременно завершает своё выполнение (либо в результате сбоя, либо путём вызова ). В таких случаях деструкторы классов файлового ввода/вывода не выполняются, файлы никогда не закрываются, буферы не очищаются и наши данные теряются навсегда. Вот почему хорошей идеей является явное закрытие всех открытых файлов перед вызовом exit().
Также буфер можно очистить вручную, используя метод ostream::flush() или отправив std::flush в выходной поток. Любой из этих способов может быть полезен для обеспечения немедленной записи содержимого буфера на диск в случае сбоя программы.
Интересный нюанс
: Поскольку std::endl; также очищает выходной поток, то его чрезмерное использование (приводящее к ненужным очисткам буфера) может повлиять на производительность программы (так как очистка буфера в некоторых случаях может быть затратной операцией). По этой причине программисты, которые заботятся о производительности своего кода, часто используют \n вместо std::endl для вставки символа новой строки в выходной поток, дабы избежать ненужной очистки буфера.
Режимы открытия файлов
Что произойдёт, если мы попытаемся записать данные в уже существующий файл? Повторный запуск программы выше (самая первая) показывает, что исходный файл полностью перезаписывается при повторном запуске программы. А что, если нам нужно добавить данные в конец файла? Оказывается, файлового потока принимают необязательный второй параметр, который позволяет указать программисту способ открытия файла. В качестве этого параметра можно передавать следующие флаги (которые находятся в классе ios):
app - открывает файл в режиме добавления;
ate - переходит в конец файла перед чтением/записью;
binary - открывает файл в бинарном режиме (вместо текстового режима);
in - открывает файл в режиме чтения (по умолчанию для ifstream);
out - открывает файл в режиме записи (по умолчанию для ofstream);
trunc - удаляет файл, если он уже существует.
Можно указать сразу несколько флагов путём использования .
ifstream по умолчанию работает в режиме ios::in;
ofstream по умолчанию работает в режиме ios::out;
fstream по умолчанию работает в режиме ios::in ИЛИ ios::out, что означает, что вы можете выполнять как чтение содержимого файла, так и запись данных в файл.
Теперь давайте напишем программу, которая добавит две строки в ранее созданный файл SomeText.txt:
#include
#include #include #include int main () using namespace std ; // Передаём флаг ios:app, чтобы сообщить fstream, что мы собираемся добавить свои данные к уже существующим данным файла, // мы не собираемся перезаписывать файл. Нам не нужно передавать флаг ios::out, // поскольку ofstream по умолчанию работает в режиме ios::out ofstream outf ("SomeText.txt" , ios :: app ) ; // Если мы не можем открыть файл для записи данных if (! outf ) // То выводим следующее сообщение об ошибке и выполняем exit() cerr << "Uh oh, SomeText.txt could not be opened for writing!" << endl ; exit (1 ) ; |
Последнее обновление: 31.10.2015
Для работы с каталогами в пространстве имен System.IO предназначены сразу два класса: Directory и DirectoryInfo .
Класс Directory
Класс Directory предоставляет ряд статических методов для управления каталогами. Некоторые из этих методов:
CreateDirectory(path) : создает каталог по указанному пути path
Delete(path) : удаляет каталог по указанному пути path
Exists(path) : определяет, существует ли каталог по указанному пути path. Если существует, возвращается true , если не существует, то false
GetDirectories(path) : получает список каталогов в каталоге path
GetFiles(path) : получает список файлов в каталоге path
Move(sourceDirName, destDirName) : перемещает каталог
GetParent(path) : получение родительского каталога
Класс DirectoryInfo
Данный класс предоставляет функциональность для создания, удаления, перемещения и других операций с каталогами. Во многом он похож на Directory. Некоторые из его свойств и методов:
Create() : создает каталог
CreateSubdirectory(path) : создает подкаталог по указанному пути path
Delete() : удаляет каталог
Свойство Exists : определяет, существует ли каталог
GetDirectories() : получает список каталогов
GetFiles() : получает список файлов
MoveTo(destDirName) : перемещает каталог
Свойство Parent : получение родительского каталога
Свойство Root : получение корневого каталога
Посмотрим на примерах применение этих классов
Получение списка файлов и подкаталогов
string dirName = "C:\\"; if (Directory.Exists(dirName)) { Console.WriteLine("Подкаталоги:"); string dirs = Directory.GetDirectories(dirName); foreach (string s in dirs) { Console.WriteLine(s); } Console.WriteLine(); Console.WriteLine("Файлы:"); string files = Directory.GetFiles(dirName); foreach (string s in files) { Console.WriteLine(s); } }Обратите внимание на использование слешей в именах файлов. Либо мы используем двойной слеш: "C:\\" , либо одинарный, но тогда перед всем путем ставим знак @: @"C:\Program Files"
Создание каталога
string path = @"C:\SomeDir"; string subpath = @"program\avalon"; DirectoryInfo dirInfo = new DirectoryInfo(path); if (!dirInfo.Exists) { dirInfo.Create(); } dirInfo.CreateSubdirectory(subpath);Вначале проверяем, а нету ли такой директории, так как если она существует, то ее создать будет нельзя, и приложение выбросит ошибку. В итоге у нас получится следующий путь: "C:\SomeDir\program\avalon"
Получение информации о каталоге
string dirName = "C:\\Program Files"; DirectoryInfo dirInfo = new DirectoryInfo(dirName); Console.WriteLine($"Название каталога: {dirInfo.Name}"); Console.WriteLine($"Полное название каталога: {dirInfo.FullName}"); Console.WriteLine($"Время создания каталога: {dirInfo.CreationTime}"); Console.WriteLine($"Корневой каталог: {dirInfo.Root}");Удаление каталога
Если мы просто применим метод Delete к непустой папке, в которой есть какие-нибудь файлы или подкаталоги, то приложение нам выбросит ошибку. Поэтому нам надо передать в метод Delete дополнительный параметр булевого типа, который укажет, что папку надо удалять со всем содержимым:
String dirName = @"C:\SomeFolder"; try { DirectoryInfo dirInfo = new DirectoryInfo(dirName); dirInfo.Delete(true); Console.WriteLine("Каталог удален"); } catch (Exception ex) { Console.WriteLine(ex.Message); }
String dirName = @"C:\SomeFolder"; Directory.Delete(dirName, true);
Перемещение каталога
string oldPath = @"C:\SomeFolder"; string newPath = @"C:\SomeDir"; DirectoryInfo dirInfo = new DirectoryInfo(oldPath); if (dirInfo.Exists && Directory.Exists(newPath) == false) { dirInfo.MoveTo(newPath); }При перемещении надо учитывать, что новый каталог, в который мы хотим перемесить все содержимое старого каталога, не должен существовать.
Файлы позволяют пользователю считывать большие объемы данных непосредственно с диска, не вводя их с клавиатуры. Существуют два основных типа файлов: текстовые и двоичные .
Текстовыми называются файлы, состоящие из любых символов. Они организуются по строкам, каждая из которых заканчивается символом «конца строки» . Конец самого файла обозначается символом «конца файла» . При записи информации в текстовый файл, просмотреть который можно с помощью любого текстового редактора, все данные преобразуются к символьному типу и хранятся в символьном виде.
В двоичных файлах информация считывается и записывается в виде блоков определенного размера, в которых могут храниться данные любого вида и структуры.
Для работы с файлами используются специальные типы данных, называемые потоками. Поток ifstream служит для работы с файлами в режиме чтения, а ofstream в режиме записи. Для работы с файлами в режиме как записи, так и чтения служит поток fstream .
В программах на C++ при работе с текстовыми файлами необходимо подключать библиотеки iostream и fstream .
Для того чтобы записывать данные в текстовый файл, необходимо:
- описать переменную типа ofstream .
- open .
- вывести информацию в файл.
- обязательно закрыть файл.
Для считывания данных из текстового файла, необходимо:
- описать переменную типа ifstream .
- открыть файл с помощью функции open .
- считать информацию из файла, при считывании каждой порции данных необходимо проверять, достигнут ли конец файла.
- закрыть файл.
Запись информации в текстовый файл
Как было сказано ранее, для того чтобы начать работать с текстовым файлом, необходимо описать переменную типа ofstream . Например, так:
ofstream F;
Будет создана переменная F для записи информации в файл. На следующим этапе файл необходимо открыть для записи. В общем случае оператор открытия потока будет иметь вид:
F .open («file» , mode );
Здесь F - переменная, описанная как ofstream , file - полное имя файла на диске, mode - режим работы с открываемым файлом. Обратите внимание на то, что при указании полного имени файла нужно ставить двойной слеш. Для обращения, например к файлу accounts.txt, находящемуся в папке sites на диске D , в программе необходимо указать: D:\\sites\\accounts .txt .
Файл может быть открыт в одном из следующих режимов:
- ios::in - открыть файл в режиме чтения данных; режим является режимом по умолчанию для потоков ifstream ;
- ios::out - открыть файл в режиме записи данных (при этом информация о существующем файле уничтожается); режим является режимом по умолчанию для потоков ofstream ;
- ios::app - открыть файл в режиме записи данных в конец файла;
- ios::ate - передвинуться в конец уже открытого файла;
- ios::trunc - очистить файл, это же происходит в режиме ios::out;
- ios::nocreate - не выполнять операцию открытия файла, если он не существует;
- ios::noreplace - не открывать существующий файл.
Параметр mode может отсутствовать, в этом случае файл открывается в режиме по умолчанию для данного потока.
После удачного открытия файла (в любом режиме) в переменной F будет храниться true , в противном случае false . Это позволит проверить корректность операции открытия файла.
Открыть файл (в качестве примера возьмем файл D:\\sites\\accounts .txt ) в режиме записи можно одним из следующих способов:
После открытия файла в режиме записи будет создан пустой файл, в который можно будет записывать информацию.
Если вы хотите открыть существующий файл в режиме дозаписи, то в качестве режима следует использовать значение ios::app .
После открытия файла в режиме записи, в него можно писать точно так же, как и на экран, только вместо стандартного устройства вывода cout необходимо указать имя открытого файла.
Например, для записи в поток F переменной a , оператор вывода будет иметь вид:
Для последовательного вывода в поток G переменных b , c , d оператор вывода станет таким:
G<
Закрытие потока осуществляется с помощью оператора:
F.close();
В качестве примера рассмотрим следующую задачу.
Задача 1
Создать текстовый файл D:\\sites \\accounts .txt и записать в него n вещественных чисел.
Решение
1 |
#include «stdafx.h»
|
Чтение информации из текстового файла
Для того чтобы прочитать информацию из текстового файла, необходимо описать переменную типа ifstream . После этого нужно открыть файл для чтения с помощью оператора open . Если переменную назвать F , то первые два оператора будут такими:
После открытия файла в режиме чтения из него можно считывать информацию точно так же, как и с клавиатуры, только вместо cin нужно указать имя потока, из которого будет происходить чтение данных.
Например, для чтения данных из потока F в переменную a , оператор ввода будет выглядеть так:
F>>a;
Два числа в текстовом редакторе считаются разделенными, если между ними есть хотя бы один из символов: пробел, табуляция, символ конца строки. Хорошо, когда программисту заранее известно, сколько и какие значения хранятся в текстовом файле. Однако часто известен лишь тип значений, хранящихся в файле, при этом их количество может быть различным. Для решения данной проблемы необходимо считывать значения из файла поочередно, а перед каждым считыванием проверять, достигнут ли конец файла. А поможет сделать это функция F.eof() . Здесь F - имя потока функция возвращает логическое значение: true или false , в зависимости от того достигнут ли конец файла.
Следовательно, цикл для чтения содержимого всего файла можно записать так:
Для лучшего усвоения материала рассмотрим задачу.
Задача 2
В текстовом файле D:\\game\\accounts.txt хранятся вещественные числа, вывести их на экран и вычислить их количество.
Решение
1 |
#include «stdafx.h»
|
На этом относительно объемный урок по текстовым файлам закончен. В следующей статье будут рассмотрены методы манипуляции, при помощи которых в C++ обрабатываются .